Программа дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности «волейбол»
для учащихся начальной группы подготовки второго года обучения
(авторы: Л.М. Певицына, Ростов-на-Дону, тренеры-преподаватели ДЮСШ Зимовниковского района Н.В.Пятницкая, Г.Н.Плотников, 2009)
Пояснительная записка
Физическая культура является частью общей культуры общества и выступает компонентом целостного развития личности. Она тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.
Дополнительное образование детей реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона РФ «Об образовании»). Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности призвано реализовать индивидуально-личностные потенциалы детей и подростков, предоставляет возможность подрастающему поколению развивать средствами физической культуры и спорта не только физические способности, но и осуществлять планомерный процесс становления гармонично развитой личности.
Среди большого многообразия средств решения этой задачи важное место занимает игра в волейбол. Волейбол является одним из самых распространенных и популярных видов спорта. Волейбол широко представлен на всех крупнейших всероссийских и международных спортивных форумах. Это объясняется не только доступностью и эстетической красотой этой игры, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных физических (быстрота, координация движений, выносливость и др.), психологических (мышление, внимание, усердие, воля к победе) качеств, но и социальных свойств личности (коммуникабельность, умение брать ответственность на себя, умение вести других за собой или быть ведомым, ощущать себя частью целого коллектива и др.), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.
Спортивная тренировка в волейболе - это педагогический процесс, целью которого является обучение техническим приемам и их совершенствование, освоение и совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий, развитие физических, моральных и волевых качеств, достижение высоких спортивных результатов.
Целью данной программы является формирование физической культуры личности воспитанников, развитие способностей направленного использования средств волейбола для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий:
1..
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2..
Конвенция о правах ребёнка;
3..
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
4.Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы»;
5..
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и
науки РФ от
29.09.2006 №
06-1479. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.
Структура программы
Программа состоит из трех логически последовательных и взаимодополняющих разделов:
1. Знания о физкультурно-спортивной деятельности.
2.
Способы физкультурно-спортивной деятельности.
3.
Физическое совершенствование средствами волейбола.
Данная программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния
здоровья детей и их индивидуальных особенностей. Она рассчитана на детей 10-12 лет (девочки) и учитывает психофизиологические особенности данного возраста. Рассчитана программа на
один
учебный год.
Формы занятий: спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные.
Режим занятий: 3 раза в неделю по два академических часа каждое.
По окончанию освоения программы воспитанники
должны:
Знать: историю развития волейбола; основы гигиенических требований при занятиях волейболом; технику безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Уметь: составить и провести подготовительную часть занятия (разминку); вести дневник самонаблюдения; демонстрировать динамику уровня индивидуальной физической подготовленности; демонстрировать основы техники игры в волейбол.
Использовать приобретенные знания и умения для организации здорового образа жизни и досуга.
Формы контроля: собеседование; опрос; тестирование; практические задания;
сдача контрольных
нормативов физической и технической подготовленности; участие в соревнованиях
Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Наименование разделов, подразделов и тем |
Общее количество часов |
В
том числе |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1. |
Знания
физкультурно-спортивной
деятельности |
8 |
8 |
|
1.1. |
История развития волейбола |
3 |
3 |
|
1.1.1. |
История происхождения
современного волейбола. Команды-призёры Олимпийских игр |
1,5 |
1,5 |
|
1.1.2. |
Развитие волейбола в России. Выдающиеся волейболисты России и Дона |
1,5 |
1,5 |
|
1.2. |
Гигиенические основы |
3 |
3 |
|
1.2.1. |
Санитарно-гигиенические
требования к устройству и
содержанию мест занятий
физической культурой и спортом |
1 |
1 |
|
1.2.2. |
Понятия о травмах, их предупреждение и первая помощь |
1 |
1 |
|
1.2.3. |
Общие требования к личной гигиене юных волейболистов |
1 |
1 |
|
1.3. |
Основы техники безопасности |
2 |
2 |
|
1.3.1. |
Техника безопасности на
занятиях. Правила поведения в спортивном зале и на
спортивной площадке |
1 |
1 |
|
1.3.2. |
Профилактика травматизма на занятиях |
1 |
1 |
|
2 |
Способы физкультурно-спортивной деятельности |
6 |
6 |
|
2.1. |
Контроль и самоконтроль за состоянием
здоровья |
3 |
1 |
2 |
2.1.1. |
Субъективные
и
объективные
показатели
состояния здоровья |
2 |
|
2 |
2.1.2. |
Правила
ведения
дневника самоконтроля |
1 |
1 |
|
2.2. |
Организация
и проведение
подготовительной
части
занятия |
3 |
1 |
2 |
2.2.1. |
Подготовка
спортивной площадки
к занятиям |
1 |
1 |
|
2.2.2. |
Проведение
подготовительной
части учебно-тренировочного
занятия |
2 |
|
2 |
3. |
Физическое
совершенствование
средствами
волейбола |
178 |
|
178 |
3.1. |
Общая
физическая
подготовка |
60 |
|
60 |
3.1.1. |
Общеразвивающие
упражнения
при
обучении основным
приемам в
волейболе |
40 |
|
40 |
3.1.2. |
Общеразвивающие
упражнения
при
воспитании
физических
качеств |
20 |
|
20 |
3.2 |
Специальная
физическая
подготовка |
48 |
|
48 |
3.2.1. |
Специально
подготовительные,
подводящие
упражнения
с мячом, без
мяча и
имитационные |
40 |
|
40 |
3.2.2. |
Игры и
эстафеты с
элементами
волейбола |
8 |
|
8 |
3.3 |
Психическая
подготовка |
10 |
|
10 |
3.4 |
Техническая
подготовка |
25 |
|
25 |
3.5. |
Тактическая
подготовка |
20 |
10 |
10 |
3.5.1. |
Индивидуальные
тактические
действия |
10 |
2 |
8 |
3.5.2. |
Групповые
тактические
действия |
10 |
2 |
8 |
3.6. |
Игровая
подготовка |
10 |
1 |
9 |
3.7. |
Инструкторская
деятельность |
5 |
2 |
3 |
Итого: |
|
192 |
40 |
152 |
Содержание программы
1. Знания о физкультурно-спортивной деятельности (8 ч.)
1.1. История развития волейбола (3 ч.)
1.1.1 История происхождения современного волейбола. Команды-призёры Олимпийских игр.
1.1.2. История развития волейбола в России. Выдающиеся волейболисты России и Дона.
1.2. Гигиенические основы (3 ч.)
1.2.1. Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.
1.2.2.
Понятия о травмах, их предупреждение и первая помощь.
1.2.2.
Общие требования к личной гигиене юных волейболистов.
1.2.3.
1.3. Основы техники безопасности (2 ч.)
1.2.4.
1.3.1. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
1.2.5.
1.3.2.
Профилактика травматизма на занятиях.
2. Способы
физкультурно-спортивной
деятельности
(6 ч.)
2.1.
Контроль и
самоконтроль
за
состоянием здоровья
(3 ч.)
2.1.1. Субъективные и объективные показатели состояния здоровья. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы и показатели. 2.1.2. Правила ведения дневника самоконтроля. Использование антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, физической подготовленности.
2.2. Организация и проведение подготовительной части занятия (3 ч.) 2.2.1. Подготовка спортивной площадки к занятиям. 2.2.2. Проведение подготовительной части учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленными задачами.
3.
Физическое
совершенствование
средствами
волейбола (178 ч.)
3.1. Общая физическая подготовка (60 ч.)
3.1.1. Общеразвивающие упражнения при обучении основным приёмам в волейболе (40 ч.) При обучении передвижениям. Бег по прямой, бег на короткие отрезки из различных исходных положений с изменением направления и скорости движения по зрительному и звуковому сигналу. Бег в максимальном темпе «елочкой», «челночный бег». Бег в сочетании с выполнением других действий (приседания, выпрыгивания и др.) Бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.
При обучении передачам мяча. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены, одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук. Передвижения на руках вправо и влево по кругу, носки ног на месте. Силовые упражнения для мышц рук. Упражнения с набивным мячом из различных исходных положений.
При обучении приёму мяча снизу двумя руками. В исходном положении руки вперед, движения прямыми руками в горизонтальном (скрестно) и вертикальном направлении. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны - вверх с сопротивлением партнера. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны - вверх, вперед-вверх.
При обучении подачам мяча. Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения - одна рука вверху. Большие круговые движения руками вперед-назад. Тоже, но в лицевой плоскости. Тоже, но в исходном положении наклона вперед «Мельница». С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастической лестницы и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спиной. Поднимание прямой руки вперед-вверх. Тоже, но из-за головы.
3.1.2. Общеразвивающие упражнения при воспитании
физических качеств (20 ч.) Основные средства воспитания силы:
1)Упражнения с
весом внешних предметов: разборные гантели, набивные мячи
и т.д; .
2) Упражнения, отягощенные весом собственного тела: подтягивание в висе, отжимание в упоре, удержание равновесия
в упоре, в висе, упражнения в специальных отягощенных поясах, прыжки с возвышенности с последующим выпрыгиванием вверх;
3) Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа;
4) Упражнения с использованием внешней среды
(бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против
ветра и т.д.); 5)Упражнения с использованием сопротивления
упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, амортизаторы, упругие мячи и т.п.);
6) Упражнения с противодействием партнёра.
Основные средства воспитания скоростных способностей:
1)
Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту
реакции (повторное реагирование на внезапно возникающий
раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования); б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом;
2) Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.д.); 3) Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий в избранном виде спорта.
Основные средства воспитания общей (аэробной) выносливости: ходьба, длительный (не менее 20 минут) равномерный бег, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку, подвижные и спортивные игры, плавание.
Основные средства воспитания скоростной выносливости:
выполнение бега, прыжков, бросков мяча, общеразвивающих упражнений и других двигательных действий с максимальной интенсивностью, продолжительностью не более 15-20 с. (в максимальной зоне) и 2,5-3 мин. (в субмаксимальной зоне).
Основные средства воспитания силовой выносливости:
разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».
Основные средства воспитания координационной выносливости:
двигательные действия, характеризующиеся многообразием сложнокоординационных действий (гимнастические эстафеты, спортивные танцы, спортивные игры (кроме волейбола и др.) в условиях удлинения времени выполнения упражнений, сокращения времени отдыха между упражнениями или без отдыха.
3.2. Специальная физическая подготовка (48 ч.)
3.2.1. Специально подготовительные, подводящие упражнения с мячом, без мяча и имитационные (40 ч.)
При обучении передвижениям.
Передвижения приставными шагами с остановкой шагом, двойным шагом, скачком. Выполнение передвижений в стойке волейболиста с переносом, бросками и ловлей набивных мячей.
При обучении передачам мяча.
Подготовительные упражнения. 1) Толчки набивного мяча вперед-вверх в стену или партнёру из исходного положения руки вверху над лицом. 2) Тоже, но с изменением расстояния, траектории и направления. 3) Тоже, но в ответ на зрительные сигналы партнёра (например, левая рука в сторону - толчок влево; правая рука в сторону - толчок влево; рука вверх - толчок по высокой траектории; отсутствие сигнала - толчок над собой и т.д.). 4) В тройках. Средний выполняет толчок за голову. 5) Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке. 6) Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см над собой или в стену. 7) Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстояние 1 м.
Подводящие упражнения: 1) Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. 2) Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. 3) Передача мяча, подвешенного на шнуре вперёд-вверх. 4) Передача мяча вперёд-вверх после собственного набрасывания. 5) Тоже, но мяч набрасывает партнёр с изменением траектории движения мяча. 6) Передача мяча в стену (расстояние до стены 2 м, высота передач 2,5-3 м).
При обучении приёму мяча снизу двумя руками.
Подготовительные упражнения. 1) Броски набивного мяча двумя руками снизу вперёд-вверх, стоя на месте и в выпаде вперёд. 2) Тоже, но сбоку вперёд-вверх, в выпаде вперёд в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным движением ног, туловища и рук. 3) Тоже, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком.
Подводящие упражнения. 1) Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приёма мяча на зрительные сигналы тренера. 2) Имитация приёма мяча стоя на месте; с выпадом вперёд и в стороны; после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скачком. 3) Тоже, но в ответ на обусловленные сигналы. 4) Приём подвесного мяча. Мяч подвешивается на уровне пояса. Вначале приём выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения изученными способами. 5) Приём мяча, наброшенного партнёром. 6) Тоже, но с изменением направления, с «недобросом» мяча принимающему. Тоже, но через сетку с расстояния 3 м. 6) Серийные приёмы мяча над собой после собственного набрасывания. Высота отбивания мяча 1-2 м. 7) Приёмы мяча в стену. 8) Приём мяча от нижней прямой подачи с укороченного к сетке расстояния в зонах передней (4, 3, 2) и задней (6, 5, 1) линии площадки.
При обучении подачам мяча.
Подготовительные упражнения. 1) Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой снизу, сверху, сверху боком вперёд-вверх. Внимание акцентируется
на движении прямой рукой. Очень важно при этом выполнять
броски с ограниченной амплитудой движений руки: не поднимать
её выше уровня плеч после броска снизу и не опускать ниже
уровня плеч после броска сверху. 2) Тоже, но толчки набивного
мяча
из исходного положения для того или иного способа подачи, толчки выполняются одной рукой без предварительного замаха. 3) Броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки
не закреплён) на точность. Тоже, но с ограниченной амплитудой
замаха или без замаха
Подводящие упражнения.
1) Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
2) Подбрасывание мяча. 3) Удар по мячу, установленному в держателе или подвешенному. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони. 4) Подачи в стену на расстояние 6-7 м. 5) Подачи на партнёра, располагающегося на расстоянии 8-9 м. 6) Подачи через сетку с укороченного расстояния. Партнёр принимает мяч снизу двумя руками над собой.
3.2.2.Игры и эстафеты с элементами волейбола:
При
обучении передвижениям.
Подвижные игры «Салки» (передвижения в стойке волейболиста), «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов». Игры можно и нужно использовать на различных этапах обучения передвижениям, обуславливая способ передвижения: обычным бегом, приставными шагами в стойке волейболиста.
При обучении передачам мяча.
1) Эстафета «Передача в колоннах». Передача мяча между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2-3 м. После передачи учащийся становится в конец своей колонны. 2) Тоже, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.
3) Игра «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему. 4)Игра «мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4-5 человек (команд) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.
При обучении приёму мяча снизу двумя руками.
1)
В парах чередование передач и приёма мяча в зависимости от
траектории его полёта. С этой целью партнёр меняет траекторию. 2) Приём нижней прямой подачи в разных зонах. 3) Обоюдный приём мяча через сетку на различном расстоянии, с разной
траекторией. 4) Приём мяча, отскочившего от сетки. Вначале
игрок принимает мяч от нижней части сетки, стоя боком у сетки, затем от средней и верхней. Тоже, но после передвижения к ней.
При обучении подачам мяча.
Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу или из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча. 3.3 Психическая подготовка (10 ч.)
Мобилизирующие средства и методы, направленные на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Словесные средства: самоприказы, убеждения; психорегулирующие упражнения: «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; физиологические воздействия: возбуждающая акупунктура, возбуждающий массаж.
Корригирующие средства направлены на снятие предстартового стресса - «гимнастика чувств» по системе К.С.Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).
Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве приёмов используют варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), успокаивающий массаж.
Психофизиологические средства, несущие в себе косвенное психическое воздействие: акупунктура, массаж, специальная разминка, направленные на формирование у спортсмена необходимого настроения.
Приемы произвольной саморегуляции: убеждения, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, механизмы представления и воображения (идеомоторная тренировка)
3.4Техническая подготовка (25 ч.)
При обучении передвижениям. Различные передвижения в стойке волейболиста в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Комплекс подвижных игр («Салки», «Невод», «День и ночь», «Охотники и утки» и др.).
При обучении передачам мяча. 1) В парах. Передачи между партнёрами на расстояние 3 м по средней траектории. 2) Передачи над собой- передачи партнёру. Высота передач над собой 1-1,5 м. 3) Передача через сетку. Расстояние между партнёрами 2-3 м. 4) Передача с изменением расстояния, траектории и направления. 5) Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнёру, меняющему место расположения. 6) Соревнования в передачах (подготовительная игра в волейбол). Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на подачу, меняется зонами площадки. 7) Тоже, но в составе 4x4, при этом близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.
При обучении приёму мяча снизу двумя руками. 1) В парах. Приём мяча после передач партнёра стоя на месте и после передвижений в различных направлениях. 2) Приём мяча над собой и за голову после быстрых передвижений. Партнёры стоят в затылок друг другу. У стоящего сзади - мяч. Задней передачей сверху направляет мяч вперёд-вверх. Второй, увидев мяч, быстро передвигается вперёд и принимает его над собой или за голову. После трёх-четырёх повторений партнёры меняются ролями. 3) В тройках. Учащиеся располагаются в зонах 6-3-4 (2). Игрок зоны 4 направляет мяч передачей в зону 6, откуда следует приём мяча в зону 3. Игрок зоны 3 передачей адресует мяч в зону 4 или 2. После четырёх-пяти повторений игроки меняются местами.
При обучении подачам мяча. 1) Подачи из-за лицевой линии. 2) Подачи с изменением направления полёта мяча: в правую и левую части площадки. 3) Подачи с изменением расстояния полёта мяча: укороченные - в зоны площади атаки и удлиненные - в зоны площади защиты. 4) Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. 5) Подачи на
силу, но исключая грубые погрешности в технике. 6) Подачи после выполнения других приёмов игры.
3.5. Тактическая подготовка (20 ч.)
3.5.1. Индивидуальные тактические действия (10 ч.)
Выбор места для выполнения передач, подач, приёма в зависимости от ситуации; выбор способов отбивания мяча через сетку, передач, подач, приёма подач в зависимости от ситуации; выбор направления передач, подач, приёма мяча, приёма - передач в зависимости от ситуации; чередование способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры; изменение способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры.
3.5.2. Групповые тактические действия (10 ч.)
Взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (связующие) при приёме подач; взаимодействия игроков передней линии (связующие) с игроками передней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии, выходящими к сетке (связующие) при приёме подач; взаимодействия игроков передней линии (нападающие) с игроками, выходящими с задней линии (связующие) при передачах.
3.6. Игровая подготовка (10 ч.)
Двусторонняя учебная игра в волейбол (1x1; 2x2; 3x3; 4x4; 6x6). Участие в соревнованиях школьного уровня, матчевые
встречи с другими школами, участие в первенстве школы.
3.7. Инструкторская деятельность (5 ч.)
Виды соревнований по волейболу в школе: показательные выступления квалифицированных команд; матчевые (товарищеские) встречи с другими школами; однодневные соревнования -блиц-турниры; соревнования на кубок или приз; чемпионат (первенство) школы. Положение о соревновании (содержание основных разделов: цель и задачи; место и сроки проведения; руководство соревнованиями; судейство; участвующие команды и требования к участникам; правила проведения соревнований, способ проведения, оценка результатов, выявление победителей; порядок награждения команд-победительниц и отдельных игроков). Правила соревнований: 1) Место для игры, оборудование и инвентарь. 2) Участники соревнований.
Методическое обеспечение программы
При планировании многолетней спортивной подготовки необходимо строго соблюдать следующие принципы:
1.
Постепенность.
2.
Динамика нагрузки.
3.
Цикличность тренировочной нагрузки.
4.
Цикличность соревновательной нагрузки.
5.
Сознательное участие спортсмена в тренировочном процессе.
Основным принципом спортивной подготовки является педагогический принцип единства обучения и воспитания.
При планировании спортивной подготовки детей необходимо избегать форсирования и спешки. Переход к напряженным нагрузкам на развитие общих и специальных физических качеств необходимо осуществлять только после наступления биологической зрелости воспитанников.
Учебный процесс в группах начальной подготовки призван вовлекать детей в систематические занятия физической культурой и спортом. В группах начальной подготовки обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, выявляются перспективные школьники для дальнейшего обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
Задачи работы в этих группах отражают задачи физического воспитания в школе: содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся, разносторонней физической подготовленности и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, привитие стойкого интереса и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, обучение основам техники и тактики волейбола. Построение учебно-тренировочных занятий по волейболу в группах начальной подготовки второго года обучения подчинено общим методическим правилам. Упражнения в подготовительной части занятия должны способствовать успешности овладения упражнениями в основной части. Общеразвивающие упражнения воздействуют на те группы мышц, на которые будет падать основная нагрузка при изучении приёмов игры. Включаются подвижные игры, способствующие разносторонней физической подготовке учащихся. Если мячей недостаточно, то учащиеся, не занятые в выполнении упражнений с волейбольными мячами, выполняют другие упражнения: с набивными мячами, перемещения и др.
Структура и содержание тренировочного занятия основывается на физиологических, психологических и педагогических закономерностях, с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. При продолжительности одного учебного занятия не более 2 академических часов (90 мин.), независимо от вида и типа занятия, оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Перед каждым занятием ставится определённая педагогическая цель и задачи. Так подготовительная часть занятия длится 10-15 мин. Основными задачами являются: 1, Организация группы (построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач занятия), мобилизация внимания. 2. Подготовка к выполнению основной части тренировки. Материал для подготовительной части тренировки подбирается в зависимости от содержания основной его части. Средствами подготовительной части занятия выступают: строевые и порядковые упражнения, ходьба, ходьба с различными движениями, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе (для волейболиста в эту часть занятия особенно важно включать упражнения для кистей рук, пальцев, плечевых, голеностопных и коленных суставов).
Основная часть занимает 45-60 мин. Основные задачи: 1. Повышение физической подготовленности, развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости и т.д.) 2. Изучение и совершенствование технических приемов. 3. Изучение и совершенствование тактических действий. 4. Игровая практика. Средствами основной части занятия являются: специальные (подготовительные и подводящие) упражнения имитационного характера (в прыжках, падениях, передачах, нападающих ударах, блокировании), упражнения для овладения техническими приемами в нападении и защите (на точность, силу, быстроту и т.д.), упражнения в тактических действиях в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные), подвижные игры, эстафеты с мячом, спортивные игры (баскетбол, гандбол и др.).
Заключительная часть - 5-15 мин. Основные задачи: 1 Организованное завершение занятия. 2. Постепенное снижение нагрузки (приведение организма игроков в относительно спокойное состояние). 3. Подведение итогов занятий. Средства: легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некоторые игровые (не очень интенсивные) упражнения и т.п. Тренировка заканчивается краткими указаниями, замечаниями и выводами, а также заданиями. Содержание тренировочного занятия не может быть стандартным, оно изменяется в зависимости от решаемых задач, этапа подготовки, контингента занимающихся и т.д. В волейболе распространены комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки, тематические - главным образом на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений. Большое место в подготовке волейболистов занимают соревнования и самостоятельная работа.
Эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависит от организации учащихся при выполнении заданий. Важную роль здесь играет использование инвентаря и оборудования. Для успешного проведения занятий по волейболу совершенно недостаточно иметь только несколько волейбольных мячей и сетку, т.е. площадку. Надо активно использовать в работе набивные мячи, мячи на амортизаторах, держатели мяча, подвесные мячи, подставки (широкая скамейка) для блокирования, гладкую стену с мишенями. Спортивный зал или площадка должны быть оборудованы так, чтобы можно было установить дополнительные сетки: параллельно центральной сетке или перпендикулярно основной сетке. Это зависит от размеров спортивного зала.
В упражнениях должны участвовать все учащиеся в равной мере. Для этого фронтальный метод надо сочетать с разделением учащихся на группы, которые выполняют разные задания: одни у сетки, с волейбольным мячом, другие - упражнения с набивными мячами, с волейбольным у стены, с мячом на амортизаторах и т.п. Последовательно все группы выполняют все задания. Этот принцип практикуется и во время двусторонней игры - чтобы все были в одинаковой мере заняты, а учебная плотность занятия была выше.
В процессе учебно-тренировочных занятий по волейболу используются общепедагогические и специфические методы физического воспитания. Общепедагогические включают в себя: словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания) и методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность (показ упражнения тренером или по его заданию одним из занимающихся), опосредованная наглядность (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.), направленного прочувствования двигательного действия (направляющая помощь тренера при выполнении двигательного действия, выполнение упражнения в замедленном темпе, фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положения тела в различные моменты выполнения движения).
К специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированного упражнения (среди которых выделяют методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств), игровой и соревновательный методы.
Среди активно используемых методов обучения двигательным действиям в волейболе относятся: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); расчленено-конструктивный; метод сопряжённого воздействия. Первый метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, передвижения в волейболе, остановки прыжком, разучивать подводящие упражнения и т.п.)
На начальных этапах обучения наиболее эффективным является расчленено - конструктивный метод. При этом целостное двигательное действие со сложной структурой делится на имеющиеся отдельные фазы или элементы и разучивается, а затем соединяется в единое целое движение.
Метод сопряжённого воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировке работает с набивным мячом. В этом случае одновременно происходит совершенствование техники передачи или приёма мяча и физических способностей.
При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре. Так, например, при обучении приёму подач следует учитывать, что навык приёма подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять нижнюю прямую подачу. Во-первых, траектория и скорость мяча создают благоприятные условия для приёма мяча. Во-вторых, учащиеся уже на первых занятиях прочно овладевают навыками нижней подачи и делают при этом мало ошибок (потерь подач). В-третьих, нижней подачей мяч можно послать достаточно точно, что в упражнениях по приёму подачи имеет особое значение. При форсированном переходе к верхней прямой подаче, считая её более эффективной, приём подачи становится слабым звеном не только у юных волейболистов, но и в командах мастеров.
При воспитании общих и специальных физических качеств в работе с юными волейболистами применяются различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме спортсмена. Эти методы делятся на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Игровой и соревновательный методы являются наиболее активно используемыми методами в подготовке юных волейболистов. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельностного мотива к занятиям волейболом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагогический контроль играет важную роль в повышении эффективности обучения навыкам игры в волейбол. Он проводится тренером-преподавателем на всех этапах обучения игре. Материалом (информацией) для анализа и оценки успеваемости служат данные систематических наблюдений и контрольных испытаний по основным разделам программы.
Контрольные задания позволяют выявить уровень сформированности знаний, их осознанность и способность использовать полученные знания в практической деятельности при самостоятельной организации и проведении занятий физическими упражнениями. Задания способствуют определению уровня развития отдельных физических качеств, технической и тактической подготовленности учащихся.
Перечисленные задачи могут быть успешно решены только при вдумчивом подходе педагога. Это объясняется тем, что стандартной, унифицированной методики оценки пока не существует. Вполне естественно, что формы и методы педагогического контроля будут неодинаковы в работе с детьми разного возраста, а также могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГРУППЕ ТРЕБОВАНИЙ «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»
1.1. История развития волейбола
1.
Кто является основоположником современной игры в волейбол?
2.
Назовите команды победителей Олимпийских игр 2000, 2004 и 2008 годов в волейболе среди женщин.
3.
В каких годах волейбол получил распространение в нашей
стране?
4.
В каких Олимпийских играх команда нашей страны по волейболу впервые приняла участие?
1.2. Гигиенические основы
1.
Какие существуют санитарно-гигиенические требования к
устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом?
2.
Что такое травма? Какие бывают травмы при занятиях волейболом?
3.
В чем заключается первая помощь при ушибах и растяжении
мышц и связок?
4.
Какие требования существуют к соблюдению личной гигиены волейболиста?
1.3. Основы техники безопасности
1.
Какие существуют правила поведения для безопасного проведения учебно-тренировочных занятий по волейболу?
2.
В чем заключаются безопасные правила поведения во время занятий волейболом в зале и на спортивной площадке?
3.
Что такое профилактика? Каковы правила профилактики появления травм во время занятий волейболом?
2.1. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья
1.
Чем отличаются субъективные и объективные показатели
состояния здоровья?
2.
Какие существуют методы самодиагностики состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями
и
спортом?
3.
Перечислите разделы дневника самоконтроля.
4.
Какие показатели необходимы для определения уровня физического развития человека?
2.2. Организация и проведение подготовительной части занятия
1.
Как подготовить спортивную площадку к игре в волейбол?
2.
С какой целью проводится подготовительная часть занятия?
3.
Каковы основные правила проведения подготовительной
части занятия?
3. Физическое совершенствование средствами волейбола
1.
Чем обусловливается способ передвижения?
2.
Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение
к
мячу?
3.
Где происходит встреча кистей рук с мячом?
4.
Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче?
5.
От чего зависит полёт мяча без вращения при передаче?
6.
Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук при
приёме мяча снизу двумя руками?
7.
Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по
отношению к предплечьям рук?
8.
От чего зависит скорость мяча при подаче?
9.
Какие факторы обусловливают точность нижней подачи?
10.
За счёт чего достигаются полёт мяча без вращения и резкие
изменения траектории и направления полёта мяча?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППЕ ТРЕБОВАНИЙ «УМЕТЬ»
2.1. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья
1.
Измерьте у себя частоту сердечных сокращений за одну минуту. Сделайте выводы по полученным результатам.
2.
Измерьте у себя частоту дыхания за одну минуту. Сделайте выводы по полученным результатам.
3.
Составьте структуру дневника самонаблюдения. Каковы ваши антропометрические показатели на момент тестирования?
4.
Проведите функциональную пробу для определения состояния дыхательной системы.
2.2.
Организация и проведение подготовительной части
занятия
1.
Подготовьте спортивную площадку к учебно-тренировочным
занятиям по волейболу.
2.
Подберите комплекс общеразвивающих упражнений для
подготовительной части занятия.
3.
Подберите и проведите подвижную игру для подготовительной части занятия.
4.
Подберите и проведите комплекс специально-подготовительных упражнений перед освоением технического приёма «передача мяча».
5.
Подберите и проведите комплекс специально-подготовительных упражнений перед освоением технического приёма «приём мяча снизу двумя руками»;
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ (девочки)
№ п/п |
Упражнение |
10 лет |
11 лет |
12 лет |
Оценка |
1. |
Бег
30 м
(с) |
5, 0 и меньше 5,1-5,6 5,7-6,2 6,3-6,8 6,9 и больше |
4,8 и меньше 4,9-5,4 5,5-6,0 6,1-6,6 6,7 и больше |
4,6 и меньше 4,7-5,2 5,3-5,8 5,9-6,4 6,5 и больше |
5 4 3 2 1 |
2. |
Бег 5 мин.(м) |
1251 и больше 1126-1250 1001-1125 975-1000 875 и меньше |
1301 и больше 1176-1300 1051-1175 926-1050 925 и меньше |
1351 и больше 1226-1350 1101-1225 976-1100 975 и меньше |
5 4 3 2 1 |
3. |
Челночный
бег 3x10 м (с) |
8,0 и меньше 8,1-8,6 8,7-9,2 9,3-9,8 9,9 и больше |
7,8 и меньше 7,9-8,4 8,5-9,0 9,1-9,6 9,7 и больше |
7,6 и меньше 7,7-8,2 8,3-8,8 8,9-9,4 9,5 и больше |
5 4 3 2 1 |
4. |
Прыжок
в длину с места (см) |
186 и больше 171-185 156-170 141-155 140 и меньше |
196 и больше 181-195 166-180 151-165 150 и меньше |
211
и
больше 196-210 181-195 165-180 165 и меньше |
5 4 3 2 1 |
5. |
Прыжок
вверх
по B.M. Абалакову (см) |
40 и больше 35-39 30-34 25-29 24 и меньше |
43 и больше 38-42 33-37 28-32 27 и меньше |
47
и
больше 42-46 37-41 32-36 31
и
меньше |
5 4 3 2 1 |
6. |
Бросок мяча массой 2 кг двумя руками из-за головы (см) |
401 и больше 326-400 251-325 176-250 175 и меньше |
451 и больше 376-450 301-375 226-300 225 и меньше |
501
и
больше 426-500 351-425 276-350 275 и меньше |
5 4 3 2 1 |
ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Поймать мяч вверху над лицом или внизу прямыми руками,
наброшенный партнёром после передвижения разными способами в ответ на обусловленные сигналы.
2. . Толчки набивного мяча весом 1-2 кг вперёд-вверх из исходного положения стоя на месте и после передвижения в разных направлениях.
3.
Передача набивного мяча (серия передач) над собой или в
стену на расстояние 20-30 см.
4.
Передача мяча в мишень на стене (серия из десяти передач) на точность. Мишень представляет собой концентрические окружности радиусом 10,
.30, 50 и т.д. см (соответственно диаметру мяча). Центр мишени располагается в 4 м от
пола.
Расстояние до стены 2, 5 м. Показатель - 40 очков. (Попадание в центр мишени - 5 очков, второй круг - 4 и т.д.). Полёт мяча без вращения.
5.
Броски набивного мяча прямыми руками снизу вверх - вперёд
на расстояние 6-8 м, не поднимая рук выше уровня плеч.
6.
Принятие правильного исходного положения (включая кисти
и предплечья рук) в ответ на зрительные и слуховые сигналы, стоя на месте и после передвижения в разных направлениях.
7.
Приём мяча в мишень на стене (десять приёмов) на точность - 30 очков, расстояние до стены 3 м. Приём мяча от
подачи в площадь атаки (между зон 3-2) - выполнить три-четыре приёма из пяти.
8.
Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперёд-вверх на расстояние 6-8 м, не поднимая руку выше (и не
опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч.
9.
Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из
шести попыток.
10.
Полёт мяча без вращения (при верхней прямой подаче).
Литература
Для тренера-преподавателя:
1.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. Пособие для учителя. - М., 1989.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М, 1978.
5. Каменцер М.Г Спортшкола в школе. - М., 1985.
6. Официальные волейбольные правила
2001-2004 / Под
общ. ред. О.С.Чехова. М., 2001.
7. Холодов Ж.К.} Кузнецов B.C.
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
Для учащихся:
1. Бирюков А А Учись делать массаж. - М., 1989.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. - М., 2000.
3. Фурманов А.Г, Играй в мини-волейбол. - М., 1989.
1.
Буданова ГЛ., Буйлова П.Н., Глазков Ю.И. Дополнительное образование детей: нормативно-правовая база (вопросы и ответы) //Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2008. № 6.
2.
Буданова ГЛ., Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах //Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2006. № 7.
3.
Буйлова Л.Н., Кочнева СВ. Организация методической
службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб-метод, пособие. - М., 2001.
4.
Красношлыкова ОТ., Филатова Е.В. Рецензирование и экспертиза учебных программ //Завуч. 2002. № 8.
5.
Физическое воспитание детей и обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. Информационно-методический сборник № 1. //Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». -М.,2002.
6. Шаронова Н.В. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса // Завуч. 2000