Программа дополнительного образования детей

физкультурно-спортивной направленности «волейбол»

для учащихся начальной группы подготовки второго года обучения

(авторы: Л.М. Певицына, Ростов-на-Дону, тренеры-преподаватели ДЮСШ Зимовниковского района Н.В.Пятницкая, Г.Н.Плотников, 2009)

Пояснительная записка

Физическая культура является частью общей культуры общества и выступает компонентом целостного развития лично­сти. Она тесно связана не только с физическим развитием и со­вершенствованием функциональных систем организма челове­ка, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Дополнительное образование детей реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона РФ «Об обра­зовании»). Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности призвано реализовать индивиду­ально-личностные потенциалы детей и подростков, предостав­ляет возможность подрастающему поколению развивать средст­вами физической культуры и спорта не только физические спо­собности, но и осуществлять планомерный процесс становления гармонично развитой личности.

Среди большого многообразия средств решения этой за­дачи важное место занимает игра в волейбол. Волейбол являет­ся одним из самых распространенных и популярных видов спор­та. Волейбол широко представлен на всех крупнейших всерос­сийских и международных спортивных форумах. Это объясняет­ся не только доступностью и эстетической красотой этой игры, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных фи­зических (быстрота, координация движений, выносливость и др.), психологических (мышление, внимание, усердие, воля к по­беде) качеств, но и социальных свойств личности (коммуника­бельность, умение брать ответственность на себя, умение вести других за собой или быть ведомым, ощущать себя частью цело­го коллектива и др.), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.

Спортивная тренировка в волейболе - это педагогический процесс, целью которого является обучение техническим прие­мам и их совершенствование, освоение и совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий, развитие физических, моральных и волевых качеств, достиже­ние высоких спортивных результатов.

Целью данной программы является формирование физи­ческой культуры личности воспитанников, развитие способно­стей направленного использования средств волейбола для со­хранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки. Для достижения поставленной цели предусмат­ривается решение следующих задач:

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий:

1.. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.. Конвенция о правах ребёнка;

3.. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О фи­зической культуре и спорте в Российской Федерации»;

4.Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физиче­ской культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы»;

5.. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29.09.2006 06-1479. Методические рекомен­дации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

 

Структура программы

Программа состоит из трех логически последовательных и взаимодополняющих разделов:

1.     Знания о физкультурно-спортивной деятельности.

2.        Способы физкультурно-спортивной деятельности.

3.        Физическое совершенствование средствами волейбола.

Данная программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей и их индивидуальных особенностей. Она рассчи­тана на детей 10-12 лет (девочки) и учитывает психофизиологические особенности данного возраста. Рассчитана программа на один учебный год.

Формы занятий: спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные.

Режим занятий: 3 раза в неделю по два академических часа каждое.

По окончанию освоения программы воспитанники должны:

Знать: историю развития волейбола; основы гигиенических требований при занятиях волейбо­лом; технику безопасности при занятиях физическими упражне­ниями.

Уметь: составить и провести подготовительную часть занятия (раз­минку); вести дневник самонаблюдения; демонстрировать динамику уровня индивидуальной физи­ческой подготовленности; демонстрировать основы техники игры в волейбол.

Использовать приобретенные знания и умения для ор­ганизации здорового образа жизни и досуга.

 Формы контроля: собеседование; опрос; тестирование; практические задания; сдача контрольных

нормативов физической и технической подготовленности; участие в соревнованиях


Учебно-тематический план программы

 

№ п/п

Наименование разделов,

подразделов и тем

Общее коли­чество часов

В том числе

Теоретические

Практические

1.

Знания физкультурно-спортивной деятельно­сти

8

8

 

1.1.

История развития во­лейбола

3

3

 

1.1.1.

История происхождения современного волейбола. Команды-призёры Олимпийских игр

1,5

1,5

 

1.1.2.

Развитие волейбола в Рос­сии. Выдающиеся волей­болисты России и Дона

1,5

1,5

 

1.2.

Гигиенические основы

3

3

 

1.2.1.

Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом

1

1

 

1.2.2.

Понятия о травмах, их пре­дупреждение и первая по­мощь

1

1

 

1.2.3.

Общие требования к лич­ной гигиене юных волейбо­листов

1

1

 

1.3.

Основы техники безо­пасности

2

2

 

1.3.1.

Техника безопасности на занятиях. Правила поведе­ния в спортивном зале и на спортивной площадке

1

1

 

1.3.2.

Профилактика травматиз­ма на занятиях

1

1

 

2

Способы физкультурно-спортивной деятельно­сти

6

6

 

2.1.

Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья

3

1

2

2.1.1.

Субъективные и объективные показатели состояния здоровья

2

 

2

2.1.2.

Правила ведения дневника самоконтроля

1

1

 

2.2.

Организация и проведение подготовительной части занятия

3

1

2

2.2.1.

Подготовка спортивной площадки к занятиям

1

1

 

2.2.2.

Проведение подготовительной части учебно-тренировочного занятия

2

 

2

3.

Физическое совершенствование средствами волейбола

178

 

178

3.1.

Общая физическая подготовка

60

 

60

3.1.1.

Общеразвивающие упраж­нения при обучении ос­новным приемам в волей­боле

40

 

40

3.1.2.

Общеразвивающие упраж­нения при воспитании физических качеств

20

 

20

3.2

Специальная физиче­ская подготовка

48

 

48

3.2.1.

Специально подготови­тельные, подводящие уп­ражнения с мячом, без мяча и имитационные

40

 

40

3.2.2.

Игры и эстафеты с эле­ментами волейбола

8

 

8

3.3

Психическая подготовка

10

 

10

3.4

Техническая подготовка

25

 

25

3.5.

Тактическая подготовка

20

10

10

3.5.1.

Индивидуальные тактические действия

10

2

8

3.5.2.

Групповые тактические действия

10

2

8

3.6.

Игровая подготовка

10

1

9

3.7.

Инструкторская деятельность

5

2

3

Итого:

 

192

40

152

 


 

Содержание программы

1.    Знания о физкультурно-спортивной деятельности (8 ч.)

1.1. История развития волейбола (3 ч.)

1.1.1 История происхождения современного волейбола. Команды-призёры Олимпийских игр.

1.1.2. История развития во­лейбола в России. Выдающиеся волейболисты России и Дона.

1.2. Гигиенические основы (3 ч.)

1.2.1. Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.

1.2.2.      Понятия о травмах, их предупреждение и первая помощь.

1.2.2.          Общие требования к личной гигиене юных волейболистов.

1.2.3.          1.3. Основы техники безопасности (2 ч.)

1.2.4.          1.3.1. Техника безопасности на занятиях. Правила пове­дения в спортивном зале и на спортивной площадке.

1.2.5.          1.3.2. Про­филактика травматизма на занятиях.

2.    Способы физкультурно-спортивной деятельности (6 ч.)

2.1. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья (3 ч.)

2.1.1. Субъективные и объективные показатели состояния здоровья. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы и показатели. 2.1.2. Прави­ла ведения дневника самоконтроля. Использование антропо­метрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, физи­ческой подготовленности.

2.2. Организация и проведение подготовительной части занятия (3 ч.) 2.2.1. Подготовка спортивной площадки к занятиям. 2.2.2. Проведение подготовительной части учебно-тренировочного за­нятия в соответствии с поставленными задачами.

3. Физическое совершенствование средствами волейбола (178 ч.)

3.1. Общая физическая подготовка (60 ч.)

 3.1.1. Общеразвивающие упражнения при обучении основным приёмам в волейболе (40 ч.) При обучении передвижениям. Бег по прямой, бег на ко­роткие отрезки из различных исходных положений с изменением направления и скорости движения по зрительному и звуковому сигналу. Бег в максимальном темпе «елочкой», «челночный бег». Бег в сочетании с выполнением других действий (приседа­ния, выпрыгивания и др.) Бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.

При обучении передачам мяча. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Сжима­ние теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены, одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук. Пере­движения на руках вправо и влево по кругу, носки ног на месте. Силовые упражнения для мышц рук. Упражнения с набивным мячом из различных исходных положений.

При обучении приёму мяча снизу двумя руками. В ис­ходном положении руки вперед, движения прямыми руками в горизонтальном (скрестно) и вертикальном направлении. В па­рах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны - вверх с сопротивлением партнера. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны - вверх, вперед-вверх.

При обучении подачам мяча. Попеременное пружини­стое отведение прямых рук назад из исходного положения - од­на рука вверху. Большие круговые движения руками вперед-назад. Тоже, но в лицевой плоскости. Тоже, но в исходном поло­жении наклона вперед «Мельница». С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастиче­ской лестницы и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спи­ной. Поднимание прямой руки вперед-вверх. Тоже, но из-за го­ловы.

3.1.2. Общеразвивающие упражнения при воспитании физических качеств (20 ч.) Основные средства воспитания силы:

1)Упражнения с весом внешних предметов: разборные гантели, набивные мячи и т.д; .

2) Упражнения, отягощенные весом собственного тела: подтягивание в висе, отжимание в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе, упражнения в специальных отягощенных поясах, прыжки с возвышенности с последующим выпрыгиванием вверх;

3) Упражнения с использованием тренажерных устройств об­щего типа;

4) Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.); 5)Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, амортизато­ры, упругие мячи и т.п.);

6) Упражнения с противодействием партнёра.

 

Основные средства воспитания скоростных способ­ностей:

1) Упражнения, направленно воздействующие на от­дельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции (повторное реагирование на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирова­ния); б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучше­ние частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) ско­ростную выносливость; е) быстроту выполнения последователь­ных двигательных действий в целом;

2) Упражнения комплекс­ного (разностороннего) воздействия на все основные компо­ненты скоростных способностей (подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.д.); 3) Упражнения сопряженного воздейст­вия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и вынос­ливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий в избранном виде спорта.

Основные средства воспитания общей (аэробной) вы­носливости: ходьба, длительный (не менее 20 минут) равно­мерный бег, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку, подвижные и спортивные игры, плавание.

Основные средства воспитания скоростной выносли­вости:

 выполнение бега, прыжков, бросков мяча, общеразвивающих упражнений и других двигательных действий с макси­мальной интенсивностью, продолжительностью не более 15-20 с. (в максимальной зоне) и 2,5-3 мин. (в субмаксимальной зоне).

Основные средства воспитания силовой выносливо­сти:

разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением не­предельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».

Основные средства воспитания координационной вы­носливости:

 двигательные действия, характеризующиеся мно­гообразием сложнокоординационных действий (гимнастические эстафеты, спортивные танцы, спортивные игры (кроме волейбо­ла и др.) в условиях удлинения времени выполнения упражне­ний, сокращения времени отдыха между упражнениями или без отдыха.

3.2. Специальная физическая подготовка (48 ч.)

3.2.1. Специально подготовительные, подводящие упражнения с мячом, без мяча и имитационные (40 ч.)

При обучении передвижениям.

Передвижения пристав­ными шагами с остановкой шагом, двойным шагом, скачком. Вы­полнение передвижений в стойке волейболиста с переносом, бросками и ловлей набивных мячей.

При обучении передачам мяча.

Подготовительные уп­ражнения. 1) Толчки набивного мяча вперед-вверх в стену или партнёру из исходного положения руки вверху над лицом. 2) Тоже, но с изменением расстояния, траектории и направления. 3) Тоже, но в ответ на зрительные сигналы партнёра (например, левая ру­ка в сторону - толчок влево; правая рука в сторону - толчок вле­во; рука вверх - толчок по высокой траектории; отсутствие сигна­ла - толчок над собой и т.д.). 4) В тройках. Средний выполняет толчок за голову. 5) Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке. 6) Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см над собой или в стену. 7) Передачи баскетбольного (футболь­ного) мяча на расстояние 1 м.

Подводящие упражнения: 1) Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. 2) Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. 3) Передача мяча, подвешенного на шнуре вперёд-вверх. 4) Передача мяча вперёд-вверх после собственного набрасывания. 5) Тоже, но мяч набрасывает партнёр с изменением траектории движения мяча. 6) Передача мяча в стену (расстояние до стены 2 м, высота пе­редач 2,5-3 м).

При обучении приёму мяча снизу двумя руками.

Под­готовительные упражнения. 1) Броски набивного мяча двумя руками снизу вперёд-вверх, стоя на месте и в выпаде вперёд. 2) Тоже, но сбоку вперёд-вверх, в выпаде вперёд в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным движением ног, туло­вища и рук. 3) Тоже, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком.

Подводящие упражнения. 1) Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приёма мяча на зрительные сигналы тренера. 2) Имитация приёма мяча стоя на месте; с выпадом вперёд и в стороны; после передвиже­ния шагом, бегом; остановок шагом, скачком. 3) Тоже, но в ответ на обусловленные сигналы. 4) Приём подвесного мяча. Мяч под­вешивается на уровне пояса. Вначале приём выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения изученными способами. 5) Приём мяча, наброшенного партнёром. 6) Тоже, но с изменением направления, с «недобросом» мяча прини­мающему. Тоже, но через сетку с расстояния 3 м. 6) Серийные приёмы мяча над собой после собственного набрасывания. Вы­сота отбивания мяча 1-2 м. 7) Приёмы мяча в стену. 8) Приём мяча от нижней прямой подачи с укороченного к сетке расстоя­ния в зонах передней (4, 3, 2) и задней (6, 5, 1) линии площадки.

При обучении подачам мяча.

Подготовительные уп­ражнения. 1) Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой сни­зу, сверху, сверху боком вперёд-вверх. Внимание акцентируется на движении прямой рукой. Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой движений руки: не поднимать её выше уровня плеч после броска снизу и не опускать ниже уровня плеч после броска сверху. 2) Тоже, но толчки набивного мяча из исходного положения для того или иного способа пода­чи, толчки выполняются одной рукой без предварительного за­маха. 3) Броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки не закреплён) на точность. Тоже, но с ограниченной амплитудой замаха или без замаха

Подводящие упражнения.

1) Имитация подачи мяча. Вни­мание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.

2)   Подбрасывание мяча. 3) Удар по мячу, установленному в держателе или подвешенному. Внимание акцентируется на дви­жение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони. 4) По­дачи в стену на расстояние 6-7 м. 5) Подачи на партнёра, распо­лагающегося на расстоянии 8-9 м. 6) Подачи через сетку с уко­роченного расстояния. Партнёр принимает мяч снизу двумя ру­ками над собой.

3.2.2.Игры и эстафеты с элементами волейбола: При обучении передвижениям.

Подвижные игры «Сал­ки» (передвижения в стойке волейболиста), «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета фут­болистов». Игры можно и нужно использовать на различных эта­пах обучения передвижениям, обуславливая способ передвиже­ния: обычным бегом, приставными шагами в стойке волейболи­ста.

При обучении передачам мяча.

1) Эстафета «Передача в колоннах». Передача мяча между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2-3 м. После передачи учащийся становится в конец своей колонны. 2) Тоже, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.

3)   Игра «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, не­обходимо остановиться и точно передать (возвратить переда­чей) мяч водящему. 4)Игра «мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4-5 человек (команд) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

При обучении приёму мяча снизу двумя руками.

1) В парах чередование передач и приёма мяча в зависимости от траектории его полёта. С этой целью партнёр меняет траекто­рию. 2) Приём нижней прямой подачи в разных зонах. 3) Обоюд­ный приём мяча через сетку на различном расстоянии, с разной траекторией. 4) Приём мяча, отскочившего от сетки. Вначале игрок принимает мяч от нижней части сетки, стоя боком у сетки, затем от средней и верхней. Тоже, но после передвижения к ней.

При обучении подачам мяча.

Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды два баскетболь­ных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу или из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает ко­манда, на площадке которой не будет ни одного мяча. 3.3 Психическая подготовка (10 ч.)

Мобилизирующие средства и методы, направленные на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спорт­смена. Словесные средства: самоприказы, убеждения; психорегулирующие упражнения: «психорегулирующая тренировка» (ва­риант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; физиоло­гические воздействия: возбуждающая акупунктура, возбуждаю­щий массаж.

Корригирующие средства направлены на снятие пред­стартового стресса - «гимнастика чувств» по системе К.С.Ста­ниславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изо­бразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физи­ческого восстановления. В качестве приёмов используют вари­анты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрес­сивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслаб­ление мышц), успокаивающий массаж.

Психофизиологические средства, несущие в себе кос­венное психическое воздействие: акупунктура, массаж, специ­альная разминка, направленные на формирование у спортсмена необходимого настроения.

Приемы произвольной саморегуляции: убеждения, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные уп­ражнения, механизмы представления и воображения (идеомоторная тренировка)

3.4Техническая подготовка (25 ч.)

При обучении передвижениям. Различные передвиже­ния в стойке волейболиста в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Комплекс подвижных игр («Салки», «Невод», «День и ночь», «Охотники и утки» и др.).

При обучении передачам мяча. 1) В парах. Передачи между партнёрами на расстояние 3 м по средней траектории. 2) Передачи над собой- передачи партнёру. Высота передач над собой 1-1,5 м. 3) Передача через сетку. Расстояние между парт­нёрами 2-3 м. 4) Передача с изменением расстояния, траектории и направления. 5) Передачи в сочетании с умением вести на­блюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по ли­ниям площадки; передача партнёру, меняющему место распо­ложения. 6) Соревнования в передачах (подготовительная игра в волейбол). Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру переда­чей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три каса­ния. Команда, выигравшая право на подачу, меняется зонами площадки. 7) Тоже, но в составе 4x4, при этом близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать ку­лаком.

При обучении приёму мяча снизу двумя руками. 1) В парах. Приём мяча после передач партнёра стоя на месте и по­сле передвижений в различных направлениях. 2) Приём мяча над собой и за голову после быстрых передвижений. Партнёры стоят в затылок друг другу. У стоящего сзади - мяч. Задней пе­редачей сверху направляет мяч вперёд-вверх. Второй, увидев мяч, быстро передвигается вперёд и принимает его над собой или за голову. После трёх-четырёх повторений партнёры меня­ются ролями. 3) В тройках. Учащиеся располагаются в зонах 6-3-4 (2). Игрок зоны 4 направляет мяч передачей в зону 6, откуда следует приём мяча в зону 3. Игрок зоны 3 передачей адресует мяч в зону 4 или 2. После четырёх-пяти повторений игроки ме­няются местами.

При обучении подачам мяча. 1) Подачи из-за лицевой линии. 2) Подачи с изменением направления полёта мяча: в правую и левую части площадки. 3) Подачи с изменением рас­стояния полёта мяча: укороченные - в зоны площади атаки и удлиненные - в зоны площади защиты. 4) Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. 5) Подачи на

силу, но исключая грубые погрешности в технике. 6) Подачи по­сле выполнения других приёмов игры.

3.5. Тактическая подготовка (20 ч.)

3.5.1. Индивидуальные тактические действия (10 ч.)

 Выбор места для выполнения передач, подач, приёма в зависимости от ситуации; выбор способов отбивания мяча через сетку, передач, подач, приёма подач в зависимости от ситуации; выбор направления передач, подач, приёма мяча, приёма - передач в зависимости от ситуации; чередование способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана веде­ния игры; изменение способов и направления действий в зави­симости от ситуации и плана ведения игры.

3.5.2. Групповые тактические действия (10 ч.)

 Взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с иг­роками передней линии (связующие) при приёме подач; взаимо­действия игроков передней линии (связующие) с игроками пе­редней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии, выходящими к сетке (связующие) при приёме подач; взаимодей­ствия игроков передней линии (нападающие) с игроками, выхо­дящими с задней линии (связующие) при передачах.

3.6. Игровая подготовка (10 ч.)

 Двусторонняя учебная игра в волейбол (1x1; 2x2; 3x3; 4x4; 6x6). Участие в соревнованиях школьного уровня, матчевые встречи с другими школами, участие в первенстве школы.

3.7. Инструкторская деятельность (5 ч.)

Виды соревнований по волейболу в школе: показательные выступления квалифицированных команд; матчевые (товарище­ские) встречи с другими школами; однодневные соревнования -блиц-турниры; соревнования на кубок или приз; чемпионат (первенство) школы. Положение о соревновании (содержание основ­ных разделов: цель и задачи; место и сроки проведения; руково­дство соревнованиями; судейство; участвующие команды и тре­бования к участникам; правила проведения соревнований, спо­соб проведения, оценка результатов, выявление победителей; порядок награждения команд-победительниц и отдельных игро­ков). Правила соревнований: 1) Место для игры, оборудование и инвентарь. 2) Участники соревнований.

Методическое обеспечение программы

 При планировании многолетней спортивной подготовки необходимо строго соблюдать следующие принципы:

1.        Постепенность.

2.        Динамика нагрузки.

3.        Цикличность тренировочной нагрузки.

4.        Цикличность соревновательной нагрузки.

5.        Сознательное участие спортсмена в тренировочном про­цессе.

Основным принципом спортивной подготовки является пе­дагогический принцип единства обучения и воспитания.

При планировании спортивной подготовки детей необхо­димо избегать форсирования и спешки. Переход к напряженным нагрузкам на развитие общих и специальных физических качеств необходимо осуществлять только после наступления биологиче­ской зрелости воспитанников.

Учебный процесс в группах начальной подготовки призван вовлекать детей в систематические занятия физической культу­рой и спортом. В группах начальной подготовки обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, выявляются перспек­тивные школьники для дальнейшего обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

Задачи работы в этих группах отражают задачи физиче­ского воспитания в школе: содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся, разносторонней физической подготовленности и совершенствованию жизненно важных дви­гательных умений и навыков, привитие стойкого интереса и при­вычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, обу­чение основам техники и тактики волейбола. Построение учебно-тренировочных занятий по волейболу в группах начальной подготовки второго года обучения подчине­но общим методическим правилам. Упражнения в подготови­тельной части занятия должны способствовать успешности ов­ладения упражнениями в основной части. Общеразвивающие упражнения воздействуют на те группы мышц, на которые будет падать основная нагрузка при изучении приёмов игры. Включа­ются подвижные игры, способствующие разносторонней физи­ческой подготовке учащихся. Если мячей недостаточно, то уча­щиеся, не занятые в выполнении упражнений с волейбольными мячами, выполняют другие упражнения: с набивными мячами, перемещения и др.

Структура и содержание тренировочного занятия основы­вается на физиологических, психологических и педагогических закономерностях, с учётом индивидуальных особенностей зани­мающихся. При продолжительности одного учебного занятия не более 2 академических часов (90 мин.), независимо от вида и типа занятия, оно состоит из трех частей: подготовительной, ос­новной и заключительной. Перед каждым занятием ставится оп­ределённая педагогическая цель и задачи. Так подготови­тельная часть занятия длится 10-15 мин. Основными зада­чами являются: 1, Организация группы (построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач занятия), мобили­зация внимания. 2. Подготовка к выполнению основной части тренировки. Материал для подготовительной части тренировки подбирается в зависимости от содержания основной его части. Средствами подготовительной части занятия выступают: строе­вые и порядковые упражнения, ходьба, ходьба с различными движениями, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специ­альные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе (для волейболиста в эту часть занятия осо­бенно важно включать упражнения для кистей рук, пальцев, пле­чевых, голеностопных и коленных суставов).

Основная часть занимает 45-60 мин. Основные задачи: 1. Повышение физической подготовленности, развитие физиче­ских качеств (быстроты, силы, выносливости и т.д.) 2. Изучение и совершенствование технических приемов. 3. Изучение и со­вершенствование тактических действий. 4. Игровая практика. Средствами основной части занятия являются: специальные (подготовительные и подводящие) упражнения имитационного характера (в прыжках, падениях, передачах, нападающих ударах, блокировании), упражнения для овладения техническими приемами в нападении и защите (на точность, силу, быстроту и т.д.), упражнения в тактических действиях в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные), подвижные игры, эстафеты с мячом, спортивные игры (баскетбол, гандбол и др.).

Заключительная часть - 5-15 мин. Основные задачи: 1 Организованное завершение занятия. 2. Постепенное снижение нагрузки (приведение организма игроков в относительно спокой­ное состояние). 3. Подведение итогов занятий. Средства: легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некото­рые игровые (не очень интенсивные) упражнения и т.п. Трени­ровка заканчивается краткими указаниями, замечаниями и выво­дами, а также заданиями. Содержание тренировочного занятия не может быть стандартным, оно изменяется в зависимости от решаемых задач, этапа подготовки, контингента занимающихся и т.д. В волейболе распространены комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки, тематиче­ские - главным образом на овладение одной из сторон подго­товки или одним из видов упражнений. Большое место в подго­товке волейболистов занимают соревнования и самостоятель­ная работа.

Эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависит от организации учащихся при выполнении заданий. Важную роль здесь играет использование инвентаря и оборудо­вания. Для успешного проведения занятий по волейболу совер­шенно недостаточно иметь только несколько волейбольных мя­чей и сетку, т.е. площадку. Надо активно использовать в работе набивные мячи, мячи на амортизаторах, держатели мяча, под­весные мячи, подставки (широкая скамейка) для блокирования, гладкую стену с мишенями. Спортивный зал или площадка должны быть оборудованы так, чтобы можно было установить дополнительные сетки: параллельно центральной сетке или перпендикулярно основной сетке. Это зависит от размеров спор­тивного зала.

В упражнениях должны участвовать все учащиеся в рав­ной мере. Для этого фронтальный метод надо сочетать с разде­лением учащихся на группы, которые выполняют разные зада­ния: одни у сетки, с волейбольным мячом, другие - упражнения с набивными мячами, с волейбольным у стены, с мячом на амортизаторах и т.п. Последовательно все группы выполняют все задания. Этот принцип практикуется и во время двусторон­ней игры - чтобы все были в одинаковой мере заняты, а учебная плотность занятия была выше.

В процессе учебно-тренировочных занятий по волейболу используются общепедагогические и специфические методы физического воспитания. Общепедагогические включают в се­бя: словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания) и методы наглядного воз­действия (непосредственная наглядность (показ упражнения тренером или по его заданию одним из занимающихся), опосре­дованная наглядность (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.), на­правленного прочувствования двигательного действия (направ­ляющая помощь тренера при выполнении двигательного дейст­вия, выполнение упражнения в замедленном темпе, фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательно­го действия, использование специальных тренажерных уст­ройств, позволяющих прочувствовать положения тела в различ­ные моменты выполнения движения).

К специфическим методам физического воспитания от­носятся: методы строго регламентированного упражнения (среди которых выделяют методы обучения двигательным дей­ствиям и методы воспитания физических качеств), игровой и соревновательный методы.

Среди активно используемых методов обучения двига­тельным действиям в волейболе относятся: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); расчленено-конструктивный; метод сопряжённого воздействия. Первый ме­тод применяется на любом этапе обучения. Сущность его состо­ит в том, что техника двигательного действия осваивается с са­мого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать струк­турно несложные движения (например, передвижения в волей­боле, остановки прыжком, разучивать подводящие упражнения и т.п.)

На начальных этапах обучения наиболее эффективным является расчленено - конструктивный метод. При этом целост­ное двигательное действие со сложной структурой делится на имеющиеся отдельные фазы или элементы и разучивается, а затем соединяется в единое целое движение.

 

Метод сопряжённого воздействия применяется в основ­ном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результа­тивности. Сущность его состоит в том, что техника двигательно­го действия совершенствуется в условиях, требующих увеличе­ния физических усилий. Например, спортсмен на тренировке ра­ботает с набивным мячом. В этом случае одновременно проис­ходит совершенствование техники передачи или приёма мяча и физических способностей.

При выполнении соревновательных упражнений необхо­димо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре. Так, например, при обучении приёму подач следует учитывать, что навык приёма подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять ниж­нюю прямую подачу. Во-первых, траектория и скорость мяча соз­дают благоприятные условия для приёма мяча. Во-вторых, уча­щиеся уже на первых занятиях прочно овладевают навыками нижней подачи и делают при этом мало ошибок (потерь подач). В-третьих, нижней подачей мяч можно послать достаточно точ­но, что в упражнениях по приёму подачи имеет особое значение. При форсированном переходе к верхней прямой подаче, считая её более эффективной, приём подачи становится слабым зве­ном не только у юных волейболистов, но и в командах мастеров.

При воспитании общих и специальных физических качеств в работе с юными волейболистами применяются различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме спорт­смена. Эти методы делятся на методы со стандартными и не­стандартными (переменными) нагрузками.

Игровой и соревновательный методы являются наиболее активно используемыми методами в подготовке юных волейбо­листов. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмо­циональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельностного мотива к занятиям волейболом.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогический контроль играет важную роль в повыше­нии эффективности обучения навыкам игры в волейбол. Он про­водится тренером-преподавателем на всех этапах обучения иг­ре. Материалом (информацией) для анализа и оценки успевае­мости служат данные систематических наблюдений и контроль­ных испытаний по основным разделам программы.

Контрольные задания позволяют выявить уровень сформированности знаний, их осознанность и способность использо­вать полученные знания в практической деятельности при само­стоятельной организации и проведении занятий физическими упражнениями. Задания способствуют определению уровня раз­вития отдельных физических качеств, технической и тактической подготовленности учащихся.

Перечисленные задачи могут быть успешно решены толь­ко при вдумчивом подходе педагога. Это объясняется тем, что стандартной, унифицированной методики оценки пока не суще­ствует. Вполне естественно, что формы и методы педагогическо­го контроля будут неодинаковы в работе с детьми разного воз­раста, а также могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГРУППЕ ТРЕБОВАНИЙ «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»

1.1. История развития волейбола

1.        Кто является основоположником современной игры в во­лейбол?

2.        Назовите команды победителей Олимпийских игр 2000, 2004 и 2008 годов в волейболе среди женщин.

3.        В каких годах волейбол получил распространение в нашей стране?

4.        В каких Олимпийских играх команда нашей страны по во­лейболу впервые приняла участие?

 

1.2. Гигиенические основы

1.        Какие существуют санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культу­рой и спортом?

2.        Что такое травма? Какие бывают травмы при занятиях во­лейболом?

3.        В чем заключается первая помощь при ушибах и растяжении мышц и связок?

4.        Какие требования существуют к соблюдению личной гигие­ны волейболиста?

1.3. Основы техники безопасности

1.        Какие существуют правила поведения для безопасного про­ведения учебно-тренировочных занятий по волейболу?

2.        В чем заключаются безопасные правила поведения во вре­мя занятий волейболом в зале и на спортивной площадке?

3.        Что такое профилактика? Каковы правила профилактики по­явления травм во время занятий волейболом?

2.1. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья

1.        Чем отличаются субъективные и объективные показатели состояния здоровья?

2.        Какие существуют методы самодиагностики состояния орга­низма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом?

3.        Перечислите разделы дневника самоконтроля.

4.        Какие показатели необходимы для определения уровня фи­зического развития человека?

2.2. Организация и проведение подготовительной части занятия

1.        Как подготовить спортивную площадку к игре в волейбол?

2.        С какой целью проводится подготовительная часть занятия?

3.        Каковы основные правила проведения подготовительной части занятия?

 

3. Физическое совершенствование средствами волейбола

1.        Чем обусловливается способ передвижения?

2.        Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение к мячу?

3.        Где происходит встреча кистей рук с мячом?

4.        Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче?

5.        От чего зависит полёт мяча без вращения при передаче?

6.        Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук при приёме мяча снизу двумя руками?

7.        Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по отношению к предплечьям рук?

8.        От чего зависит скорость мяча при подаче?

9.        Какие факторы обусловливают точность нижней подачи?

10.     За счёт чего достигаются полёт мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления полёта мяча?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППЕ ТРЕБОВАНИЙ «УМЕТЬ»

2.1. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья

1.        Измерьте у себя частоту сердечных сокращений за одну ми­нуту. Сделайте выводы по полученным результатам.

2.        Измерьте у себя частоту дыхания за одну минуту. Сделайте выводы по полученным результатам.

3.        Составьте структуру дневника самонаблюдения. Каковы ва­ши антропометрические показатели на момент тестирова­ния?

4.        Проведите функциональную пробу для определения состоя­ния дыхательной системы.

2.2. Организация и проведение подготовительной части занятия

1.                 Подготовьте спортивную площадку к учебно-тренировочным занятиям по волейболу.

2.        Подберите комплекс общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия.

3.        Подберите и проведите подвижную игру для подготовитель­ной части занятия.

 

4.        Подберите и проведите комплекс специально-подготовительных упражнений перед освоением техническо­го приёма «передача мяча».

5.        Подберите и проведите комплекс специально-подготовительных упражнений перед освоением техническо­го приёма «приём мяча снизу двумя руками»;

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ (девочки)

 

п/п

Упражнение

10 лет

11 лет

12 лет

Оценка

1.

Бег 30 м (с)

5, 0 и меньше

5,1-5,6

5,7-6,2

6,3-6,8

6,9 и больше

4,8 и меньше

4,9-5,4

5,5-6,0

6,1-6,6

6,7 и больше

4,6 и меньше

4,7-5,2

5,3-5,8

5,9-6,4

6,5 и больше

5

4

3

2

1

2.

Бег 5 мин.(м)

1251 и боль­ше 1126-1250

1001-1125

975-1000

875 и меньше

1301 и боль­ше 1176-1300

1051-1175

926-1050

925 и меньше

1351 и боль­ше 1226-1350

1101-1225

976-1100

975 и меньше

5

4

3

2

1

3.

Челночный бег 3x10 м (с)

8,0 и меньше

8,1-8,6

8,7-9,2

9,3-9,8

9,9 и больше

7,8 и меньше

7,9-8,4

8,5-9,0

9,1-9,6

9,7 и больше

7,6 и меньше

7,7-8,2

8,3-8,8

8,9-9,4

9,5 и больше

5

4

3

2

1

4.

Прыжок в длину с места (см)

186 и больше

171-185

156-170

141-155

140 и меньше

196 и больше

181-195

166-180

151-165

150 и меньше

211 и больше

196-210

181-195

165-180

165 и меньше

5

4

3

2

1

5.

Прыжок вверх по B.M. Абалакову (см)

40 и больше

35-39

30-34

25-29

24 и меньше

43 и больше

38-42

33-37

28-32

27 и меньше

47 и больше

42-46

37-41

32-36

31 и меньше

5

4

3

2

1

6.

Бросок мяча массой 2 кг двумя руками из-за головы

(см)

401 и больше

326-400

251-325

176-250

175 и мень­ше

451 и больше

376-450

301-375

226-300

225 и мень­ше

501 и больше

426-500

351-425

276-350

275 и меньше

5

4

3

2

1

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.    Поймать мяч вверху над лицом или внизу прямыми руками,
наброшенный партнёром после передвижения разными спо­собами в ответ на обусловленные сигналы.

2.  . Толчки набивного мяча весом 1-2 кг вперёд-вверх из исходного положения стоя на месте и после передвижения в раз­ных направлениях.

3.        Передача набивного мяча (серия передач) над собой или в стену на расстояние 20-30 см.

4.        Передача мяча в мишень на стене (серия из десяти пере­дач) на точность. Мишень представляет собой концентриче­ские окружности радиусом 10, .30, 50 и т.д. см (соответствен­но диаметру мяча). Центр мишени располагается в 4 м от пола. Расстояние до стены 2, 5 м. Показатель - 40 очков. (Попадание в центр мишени - 5 очков, второй круг - 4 и т.д.). Полёт мяча без вращения.

5.        Броски набивного мяча прямыми руками снизу вверх - вперёд на расстояние 6-8 м, не поднимая рук выше уровня плеч.

6.        Принятие правильного исходного положения (включая кисти и предплечья рук) в ответ на зрительные и слуховые сигна­лы, стоя на месте и после передвижения в разных направ­лениях.

7.        Приём мяча в мишень на стене (десять приёмов) на точ­ность - 30 очков, расстояние до стены 3 м. Приём мяча от подачи в площадь атаки (между зон 3-2) - выполнить три-четыре приёма из пяти.

8.        Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперёд-вверх на расстояние 6-8 м, не поднимая руку выше (и не опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч.

9.        Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из шести попыток.

10.     Полёт мяча без вращения (при верхней прямой подаче).

 

Литература

Для тренера-преподавателя:

1.   Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.

2.   Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учеб­ник. - М., 2000.

3.   Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. Посо­бие для учителя. - М., 1989.

4.   Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М, 1978.

5.   Каменцер М.Г Спортшкола в школе. - М., 1985.

6.   Официальные волейбольные правила 2001-2004 / Под общ. ред. О.С.Чехова. М., 2001.

7.   Холодов Ж.К.} Кузнецов B.C. Теория и методика физи­ческого воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

Для учащихся:

1.   Бирюков А А Учись делать массаж. - М., 1989.

2.   Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. - М., 2000.

3.   Фурманов А.Г, Играй в мини-волейбол. - М., 1989.

 

1.    Буданова ГЛ., Буйлова П.Н., Глазков Ю.И. Дополни­тельное образование детей: нормативно-правовая база (вопро­сы и ответы) //Библиотечка журнала «Вестник образования Рос­сии». 2008. 6.

2.    Буданова ГЛ., Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методиче­ские рекомендации по организации дополнительного образова­ния детей в общеобразовательных школах //Библиотечка журна­ла «Вестник образования России». 2006. 7.

3.    Буйлова Л.Н., Кочнева СВ. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб-метод, пособие. - М., 2001.

4.    Красношлыкова ОТ., Филатова Е.В. Рецензирование и экспертиза учебных программ //Завуч. 2002. 8.

5.    Физическое воспитание детей и обучающихся в образо­вательных учреждениях г. Москвы. Информационно-методический сборник 1. //Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». -М.,2002.

6.  Шаронова Н.В. Методические рекомендации по разра­ботке авторской программы учебного курса // Завуч. 2000

Hosted by uCoz