МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗИМОВНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Рассмотренона педагогическом СоветеМОУ Зимовниковской СОШ №1 «27» октября 2011 г. Протокол № 3 |
«Утверждаю» директор МОУ Зимовниковской СОШ №1 _________ М.В. Лукьянова
пр. № 578 от «31» октября 2011 г.
|
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
на 2011 – 2012 учебный год
п. Зимовники
2011 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программное управление процессами введения ФГОС НОО на 2011-2012учебный год
|
Назначение Программы |
Программа является организационно-управленческой основой введения ФГОС начального общего образования и реализации основной образовательной программы начального общего образования школы. Программа призвана обеспечить координацию действий всех участников образовательного процесса по выполнению требований к результатам образования, требований к структуре основной образовательной программы, требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
|
Основание разработки Программы |
Приказ по школе №520 от 30.09.2011 г. «О разработке Программы управления введения ФГОС начального образования»
|
Документы, используемые для разработки Программы |
· Закон «Об образовании» Российской Федерации от 10.07.1992г № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 21.07.2005г); · Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2012 годы»; · Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; · Приказ МО и ПО Ростовской области от 30.06.2010 г. №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) · Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 гг." · Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; · Программа развития МОУ Зимовниковской СОШ №1 на 2011-2015гг.
|
Разработчик Программы
|
Совет школы по введению ФГОС начального общего образования (приказ №527 от 05.10.2011 г.) |
Исполнители Программы |
Участники образовательного процесса школы, родительская общественность, социальные партнеры
|
Цель Программы |
Обеспечение введения ФГОС в соответствии с нормами и регламентами законодательной базы всех уровней управления образованием
|
Задачи Программы |
-скоординировать действия педагогического коллектива по введению ФГОС в начальной школе; -ввести программно-целевое управление процессами подготовки школы в соответствии с требованиями стандарта; -спроектировать решение проблемных зон образовательной деятельности для успешного выполнения требований стандарта; -организовать профессионально-общественное сообщество для консолидации усилий всех участников образовательного процесса в целях успешной реализации требований стандарта и разделения ответственности за качество образовательных результатов; -создать управленческий механизм введения ФГОС в соответствии с установленными регламентами
|
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2011-2012 гг. I этап - октябрь-декабрь 2011 г.: разработка нормативно-правовой и инструктивно-методической документации для ключевых направлений реализации Программы внедрения ФГОС на начальной ступени обучения; создание Совета по введению ФГОС начального общего образования, разработка и утверждение проекта ООП НОО.
II этап - январь-май 2012 г.: реализация проекта ООП НОО, повышение квалификации учителей начальных классов (курсы, семинары), ресурсное оснащение школы, утверждение основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта.
III этап - июнь-сентябрь 2012 г.: корректировка плана внутришкольного контроля, обобщение результатов реализации Программы школы по введению ФГОС, разработка системы внешней оценки школы на основе общественно-профессиональной экспертизы.
|
Структура (основные направления) Программы |
· Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС; · Научно-методическое обеспечение программы; · Проектирование образовательной среды; · Реализация основной образовательной программы (ООП НОО); · Модернизация системы внутришкольного контроля; · Консолидация усилий всех участников образовательного процесса; · Улучшение материально-технических условий.
|
Объемы и источники финансирования |
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета района, собственных средств.
|
Важнейшие показатели Программы |
-доля учащихся, осваивающих общеобразовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС; -количество оборудованных учебных кабинетов для реализации стандарта; -доля учащихся, охваченных внутришкольной системой дополнительного образования; - позитивная динамика внеучебных достижений учащихся. -количество педагогов, повысивших уровень квалификации по проблемам ФГОС; -количество педагогов, имеющих квалификационные категории; - доля учителей, активно пользующихся Интернет-ресурсами и ИКТ; - доля учащихся, повысивших показатели состояния физического и психического благополучия; - повышение рейтинга школы по результатам обследования качества образования; - доля учащихся, родителей, учителей, удовлетворенных образовательной деятельностью школы; - степень соответствия ресурсного оснащения учебного процесса требованиям стандарта. |
Ожидаемый результат |
· Качественная подготовка и организация учебного процесса в начальной школе на основе требования стандарта. · Готовность учителей начальных классов к реализации основной образовательной программы начальной ступени образования. · Пополнение ресурсного обеспечения школы в соответствии с требованиями ФГОС.
|
Система организации контроля исполнения Программы
|
Контроль реализации Программы осуществляет Совет по введению ФГОС начального общего образования. |
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт общего образования определяет основные требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и условиям ее реализации. Целевые ориентиры базируются на повышенной мотивации, самоорганизации и самореализации всех участников образовательного процесса.
Исходя из основных функций стандартизации образования и новых подходов в предъявлении требований новых стандартов, школа определяет основные задачи школы на период введения ФГОС НОО:
- спланировать административно-общественное управление процессами введения ФГОС начального общего образования;
- организовать научно-методическое сопровождение реализации содержательных программных документов на основе требований стандарта;
- спланировать повышение квалификации педагогов на базе РО ИПК и ПРО;
- активизировать внутришкольную систему повышения профессионального уровня педагогов по проблемам введения стандарта;
- провести мониторинг ресурсной оснащенности образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;
- модернизировать внутришкольный контроль в соответствии с требованиями к результатам образования и системой оценки достижений учащихся;
- сделать анализ материально-технических и бытовых условий для участников образовательного процесса;
- разработать локальные нормативно-правовые акты по введению ФГОС;
- смоделировать основную образовательную программу школы на 2011-2012 учебный год на основе единых требований к структуре программного документа;
- ввести лекторий для родительской общественности;
- произвести организационные и административные изменения в должностных инструкциях, в структуре управления, в системе методической работы;
- создать информационно-содержательный банк материалов ФГОС;
- расширить социальное и профессиональное пространство на основе сетевого взаимодействия по актуальным проблемам ФГОС;
- ввести федеральный государственный образовательный стандарт на начальной ступени обучения на основе приведения всех компонентов образовательного процесса в соответствие с требованиями стандарта;
- активизировать организационно-экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС.
Анализ условий реализации ФГОС начального общего образования
Кадровое обеспечение
Начальная школа на базе МОУ Зимовниковской СОШ №1 функционирует с 2009 г.
учебный год |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
количество классов-комплектов |
2 |
6 |
7 |
количество учащихся |
34 |
133 |
138 |
количество учителей начальных классов |
4 |
6 |
7 |
В 2011-12 учебном году в начальной школе работают 7 учителей и 1 воспитатель группы продленного дня. Все учителя имеют высшее педагогическое образование, воспитатель группы продленного дня – среднее специальное педагогическое образование. Трое учителей имеют высшую квалификационную категорию, остальные – вторую. Средний педагогический стаж – 25 лет, средний возраст – 46 лет. Никоненко Н.Н. награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ», Глотова Г.Н. – Почетной грамотой Министерства образования РФ.
№ п/п |
Ф.И.О. |
пед. стаж |
квалиф. категория |
УМК |
класс |
курсовая переподготовка |
дата аттестации |
1 |
Никоненко Нина Николаевна |
34 |
высшая |
Начальная школа 21 века |
1а |
2007 г. |
апрель 2012 г. |
2 |
Чермянина Ирина Сергеевна |
16 |
вторая |
Начальная школа 21 века |
1б |
2011 г. |
декабрь 2015 г. |
3 |
Сапунова Татьяна Геннадьевна |
9 |
вторая |
Начальная школа 21 века |
2а |
2011 г. |
октябрь 2015 г. |
4 |
Глотова Галина Николаевна |
36 |
высшая |
Перспективная начальная школа |
2б |
2008 г. |
апрель 2015 г. |
5 |
Московченко Галина Васильевна |
15 |
вторая |
Начальная школа 21 века |
3а |
2010 г. |
февраль 2015 г. |
6 |
Степкина Галина Дмитриевна |
34 |
вторая |
Начальная школа 21 века |
3б |
2008 г. |
сентябрь 2013 г. |
7 |
Перцевая Наталья Павловна |
34 |
высшая |
Начальная школа 21 века |
4 |
2011 г. |
март 2012 г. |
8 |
Утинская Галина Николаевна |
19 |
вторая |
- |
ГПД |
- |
декабрь 2015 г. |
Глотова Г.Н. использует УМК «Перспективная начальная школа», остальные учителя реализуют УМК «Начальная школа XXI века».
Учителя Сапунова Т.Г., Московченко Г.В., Чермянина И.С. имеют опыт работы в малокомплектной начальной школе. В «полноценных» начальных классах Сапунова Т.Г. и Московченко Г.В. работают второй год, Чермянина И.С. – первый год.
Курсовую переподготовку по ФГОС прошла Московченко Г.В. и Перцевая Н.П. Глотова Г.Н. имеет сертификат участника семинара по курсу внеурочной деятельности «Истоки».
На базе начальной школы функционирует школьное методическое объединение, возглавляемое учителем высшей категории Глотовой Г.Н.
Таким образом, в начальной школе наряду с опытными педагогами работают педагоги, имеющие небольшой опыт работы в полных классах. Большинство учителей не прошли предварительную курсовую переподготовку по реализации стандартов второго поколения.
Материально-техническая база
Начальная школа функционирует в отдельном (малом) здании школы. В здании помимо классных комнат оборудована игровая комната, имеется кабинет медработника, туалеты. Только 2 класса оборудованы ПК, проекторами и экранами. Остальные кабинеты планируется оборудовать необходимой компьютерной техникой в течение 2011-12 учебного года. Не во всех кабинетах школы имеется необходимый для образовательного процесса наглядный материал. Обеспеченность учебниками – 100%.
Санитарно-гигиенические требования
Школа функционирует в режиме пятидневной учебной недели, одной смены. Начало занятий – 8.00. Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, во 2-4-х классах – 34 недели. Продолжительность урока в 1-х классах – 35 минут, во 2-4 классах – 45 минут. В феврале для учащихся 1-х классов предусмотрены дополнительные каникулы в течение недели.
После третьего (четвертого) урока проводится динамическая пауза продолжительностью не более 45 минут. Для проведения динамической паузы используется игровая комната и тренажерный зал.
Все учащиеся 1-2-х классов обеспечиваются бесплатным завтраком, горячим обедом и бесплатным молоком.
Направления и содержание деятельности по реализации Программы
Содержание деятельности |
Участники выполнения Программы |
Этапы |
ответственный |
||||
I |
II |
III |
|||||
Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО
|
|||||||
1. Создание Совета по введению ФГОС начального общего образования. |
Администрация школы, руководитель МО |
+ |
|
|
Лукьянова М.В. |
||
2. Подготовка локальных актов: 2.1.Положение о Совете по введению ФГОС начального общего образования; 2.2.Новая должностная инструкция учителя начальных классов; 2.3.Новая должностная инструкция заместителя директора; 2.4. О проведении мониторинга ресурсного оснащения кабинетов начальных классов; 2.5.Разработка модели договора между школой и родителями учащихся первых классов, закрепляющего права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС; 2.6. Разработка Положения об оценке достижений обучающихся; 2.7.Разработка Положения о портфолио ученика начальной школы; 2.8.Разработка Положения о внеурочной деятельности 3. Внесение изменений в Устав школы 4. Разработка ООП НОО (проекта) 5. Утверждение ООП НОО |
Совет школы по введению ФГОС НОО, администрация школы, учителя, родители |
+
+
+
+
+
+
+ +
+ |
+
|
+ |
Совет по введению ФГОС НОО учителя начальных классов
Лукьянова М.В.
|
||
Научно-методическое обеспечение реализации Программы |
|||||||
1. Организация постоянно действующего методического семинара по изучению материалов стандарта с привлечением специалистов РМК |
Учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие в начальных классах |
+ |
+ |
+ |
Руденко В.Н. Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
2. Организация педагогического консилиума по 1-м классам. 3. Формирование банка методических рекомендаций: · для учителей начальных классов, · для учителе-предметников, работающих с начальными классами |
Учителя начальных классов |
+
+ |
+ |
+ |
Руденко В.Н. Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. Бояренко О.А. |
||
4. Проведение педагогических советов «Введение ФГОС НОО как фактор обеспечения нового качества образования»
«Инновационное обновление содержания и форм учебно-воспитательного процесса»
|
Учителя школы |
+ |
+
|
|
Руденко В.Н. Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
5. Проведение методических семинаров для учителей начальных классов: «Организация внеучебной деятельности»
«Модернизация системы оценивания учебных достижений учащихся в современных условиях»
«Создание здоровьесберегающей среды как необходимое условие реализации ФГОС»
«Возможности реализации ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа» и «Начальная школа XXI века»
|
Учителя начальных классов |
+
|
+
+
+
|
|
Водопьянова Е.В.
Глотова Г.Н. |
||
6. Разработка диагностического инструментария по различным направлениям деятельности |
|
|
+ |
|
Руденко В.Н. Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
Модернизация образовательной среды |
|||||||
1. Оснащение учебных кабинетов ресурсами в соответствии с требованиями стандарта |
Учителя |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы
|
||
3. Создание инфраструктуры для проектной и исследовательской деятельности в ходе урочной и внеурочной работы. |
Учителя |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы
|
||
3.1.Разработка модели ИКТ-среды, используемой: · при подготовке педагогов к урокам и в ходе уроков; · при индивидуальной подготовке учащихся; · при измерении, контроле и оценке результатов обучения; · при управлении образовательным процессом. |
Учителя |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы
|
||
Реализация основной образовательной программы (ООП НОО) |
|||||||
1. Внесение изменений в проект ООП НОО, учитывая особенности и возможности реализуемых УМК по реализации фундаментального ядра содержания начального образования.
|
Совет школы по введению ФГОС НОО, администрация школы, учителя, родители |
+ |
+ |
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
2. Реализация и коррекция внеурочной деятельности |
Совет школы по введению ФГОС НОО, администрация школы, учителя, родители |
+ |
+ |
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
2. Разработка рабочих программ по предметам на 2012-2013 учебный год |
Учителя начальных классов |
|
|
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
5. Утверждение ООП НОО |
Все участники образовательного процесса |
|
|
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
Модернизация системы внутришкольного контроля |
|||||||
1. Обобщение опыта учителей начальной школы по оценке динамики образовательных достижений учащихся.
|
Учителя |
|
+ |
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
2. Разработка системы мониторинговых обследований личностных результатов, подбор измерителей, методик, инструментария.
|
Учителя |
|
|
+ |
Водопьянова Е.В. |
||
3.Введение портфолио в начальной школе в соответствии с разработанным Положением
|
Учителя |
+ |
|
|
Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
4.Организация работы по созданию измерителей планируемых результатов.
|
Учителя, родители |
|
+ |
+ |
Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
8.Анализ образцов представленных заданий и разработка аналогичных измерителей по предметам начальной школы.
|
Творческие группы |
|
+ |
+ |
Водопьянова Е.В. Глотова Г.Н. |
||
9.Создание модели внутренней оценки как системы, обеспечивающей качество образования.
|
Все участники образовательного процесса |
+ |
|
|
Зам. директора, руководитель МО |
||
Консолидация усилий всех участников образовательного процесса |
|||||||
1. Работа с родительской общественностью: - проведение родительских собраний; - проведение школьной конференции «Стандарт как гарант качества общего образования»; - привлечение родителей к проектно-исследовательскому творчеству детей, создание семейных проектов. |
учителя, родители |
|
+ |
+ |
Совет по введению ФГОС НОО учителя начальных классов Бояренко О.А. |
||
3. Работа с центрами дополнительного образования детей для организации внеучебной деятельности. |
Учителя, родители, учащиеся |
+ |
+ |
+ |
Совет по введению ФГОС НОО
|
||
4. Участие в проблемных семинарах по реализации требований стандарта (круглых столах, обмен опытом) |
Учителя, администрация школы |
+ |
+ |
+ |
Администрацияшколы Совет по введению ФГОС НОО
|
||
5. Введение и систематическое обновление рубрики на школьном сайте «Введение ФГОС НОО» |
Учителя, администрация школы |
|
+ |
+ |
Администрацияшколы инженер-электроник |
||
Улучшение материально-технических условий |
|||||||
1. Обеспечение образовательного процесса оборудованием в соответствии с требованиями стандарта (книгопечатная продукция, печатные пособия, экранно-звуковые пособия, ТСО, игры и игрушки, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, натуральные объекты и др.) |
Администрация школы, учителя, родители, |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы |
||
2. Формирование необходимого и достаточного набора образовательных, информационно-методических ресурсов для реализации основной образовательной программы. |
Администрация школы, учителя |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы |
||
3. Создание санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса, своевременного и качественного выполнения ремонтных работ. |
Администрация школы |
+ |
+ |
+ |
Администрация школы |
||